В какой бы
форме девятиклассник ни проходил итоговую
аттестацию, ему придется писать изложение: подробное или сжатое
изложение с элементами сочинения (традиционная форма), сжатое изложение (ГИА).
Задача подробного изложения - максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.
Задача подробного изложения - максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.
Интересный прием, помогающий ученикам понять особенности подробного и сжатого изложения, предлагает псковский методист Ф.С. Марат. Исходный текст он сравнивает с большой матрешкой, подробное изложение - с матрешкой поменьше, сжатое изложение - с остальными матрешками. «Вот эти последние три матрешки - сжатое изложение текста. В одном случае нам, допустим, дали для изложения три минуты (или 30 строк в газете), в другом - две минуты (20 строк), в третьем - минуту (или 10 строк). Так и получились у нас разные по степени сжатия тексты, сжатые изложения, и все мы их создали на основе исходного. Поэтому они чем-то в самом главном похожи друг на друга и, конечно, на первый, исходный текст «1».
Как видим, текст можно подвергнуть сжатию разной степени, но во вторичном тексте должно быть сохранено основное и существенное из исходного текста.
Сжатое изложение считается наиболее трудным видом изложений потому, что необходимо уметь выделять главную и другие важные мысли, уметь отвлекаться от несущественной информации.
И если этому специально не учиться, задача пересказать текст кратко для многих абсолютно невыполнима. Часто слова «краткий» и «короткий» в применении к пересказу являются для школьников синонимами: при пересказе текст может стать короче, но при этом нередко исчезает главное, пропускается существенная информация.
Роль этого вида изложения вряд ли можно переоценить. Именно в кратком пересказе выявляется степень понимания текста, он является лакмусовой бумажкой понимания. Если текст не понят или понят частично, краткий пересказ выявит все дефекты восприятия.
Как же научиться писать сжатое изложение? Какие приемы можно использовать? На каком материале это лучше всего делать?
Способы и приемы сжатия текста вы
найдете в презентациях на страничке нашего
блога («Готовимся к
написанию сжатого изложения (С1)»).
Чтобы овладеть этими способами, необходимо уметь абстрагироваться. Как и любая другая способность человеческого
мышления, способность к абстрагированию поддается тренировке. А для любой
тренировки нужны упражнения.
Вот некоторые типы заданий, направленных на сжатие текста.
· Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...).
· Сократите текст, передав его содержание в одном - двух предложениях.
· Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.
·
Составьте на основе текста «телеграмму», т.е.
выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте
главное в тексте.
Тексты для изложений вы найдете на соответствующей страничке блога.
Упражняйтесь! Создавайте своих «матрешек» разных размеров!
Удачи вам, ребята! По материалам " Семь вопросов об изложении"
Спасибо за образное сравнение, Людмила Николаевна. Детям будет более интересно и понятно.
ОтветитьУдалитьДа, Тамара Алексеевна! Слово должно быть, "весомо, зримо"! :)
УдалитьДейственный приём! Можно добавить, что самая маленькая матрёшка = главной мысли, чуть побольше = заголовкам микротем текста и т.д.
ОтветитьУдалитьСовершенно верно, Тамара Федоровна! Так и работаем! Я привлекаю к этой работе обычно большой материал о ключевых словах! Нужно будет презентацию выложить и на этом блоге!
УдалитьОтличный прием, а блог-чудо!
ОтветитьУдалитьЛюдмила Николаевна, я в восторге от вашего блога! Вы УМНИЧКА!
ОтветитьУдалитьПосоветую своим детям бывать у Вас!
Оригинальная интерпретация. Матрёшку представит каждый...
ОтветитьУдалить