воскресенье, 17 февраля 2013 г.

Сжатое изложение и... МАТРЕШКИ


В какой бы форме девятиклассник ни проходил итоговую  аттестацию, ему придется писать изложе­ние: подробное или сжатое изложение с элемента­ми сочинения (традиционная форма), сжатое изложение (ГИА).

Задача подробного изложения - максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения - кратко, в обобщен­ной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подроб­ности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но ос­новные мысли автора, логическая последователь­ность событий, характеры действующих лиц и об­становка должны быть переданы без искажения.



Интересный прием, помогающий ученикам по­нять особенности подробного и сжатого изложе­ния, предлагает псковский методист Ф.С. Марат. Исходный текст он сравнивает с большой матреш­кой, подробное изложение - с матрешкой помень­ше, сжатое изложение - с остальными матрешка­ми. «Вот эти последние три матрешки - сжатое изложение текста. В одном случае нам, допустим, дали для изложения три минуты (или 30 строк в газете), в другом - две минуты (20 строк), в треть­ем - минуту (или 10 строк). Так и получились у нас разные по степени сжатия тексты, сжатые из­ложения, и все мы их создали на основе исходного. Поэтому они чем-то в самом главном похожи друг на друга и, конечно, на первый, исходный текст «1».

Как видим, текст можно подвергнуть сжатию разной степени, но во вторичном тексте должно быть сохранено основное и существенное из исходного текста.

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом изложений потому, что необходимо уметь  выделять главную и другие важные мысли, уметь отвлекаться от несущественной информации.

И если этому специально не учиться, задача пересказать текст кратко для многих абсолютно невыполнима. Часто слова «краткий» и «короткий» в при­менении к пересказу являются для школьников синонимами: при пересказе текст может стать ко­роче, но при этом нередко исчезает главное, про­пускается существенная информация.

Роль этого вида изложения вряд ли можно пе­реоценить. Именно в кратком пересказе выяв­ляется степень понимания текста, он является лакмусовой бумажкой понимания. Если текст не понят или понят частично, краткий пересказ вы­явит все дефекты восприятия.

Как же научиться писать сжатое из­ложение? Какие приемы можно использовать? На каком материале это лучше всего делать?

Способы и приемы сжатия текста вы найдете в презентациях  на страничке нашего блога («Готовимся к написанию сжатого изложения (С1)»).

Чтобы овладеть этими способами, необходимо уметь абстрагироваться.  Как и любая другая спо­собность человеческого мышления, способность к абстрагированию поддается тренировке. А для любой тренировки нужны упражнения.

Вот некоторые  типы заданий, направленных на сжатие текста.

·         Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...).

·         Сократите текст, передав его содержание в одном - двух предложениях.

·         Уберите в тексте лишнее с вашей точки зре­ния.

·         Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

Тексты для изложений вы найдете на соответствующей страничке блога.

Упражняйтесь!  Создавайте своих «матрешек» разных размеров! Удачи вам, ребята!

По материалам " Семь вопросов об изложении"

7 комментариев:

  1. Спасибо за образное сравнение, Людмила Николаевна. Детям будет более интересно и понятно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Тамара Алексеевна! Слово должно быть, "весомо, зримо"! :)

      Удалить
  2. Действенный приём! Можно добавить, что самая маленькая матрёшка = главной мысли, чуть побольше = заголовкам микротем текста и т.д.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно, Тамара Федоровна! Так и работаем! Я привлекаю к этой работе обычно большой материал о ключевых словах! Нужно будет презентацию выложить и на этом блоге!

      Удалить
  3. Людмила Николаевна, я в восторге от вашего блога! Вы УМНИЧКА!
    Посоветую своим детям бывать у Вас!

    ОтветитьУдалить
  4. Оригинальная интерпретация. Матрёшку представит каждый...

    ОтветитьУдалить